Научная школа ТГТУ
«Управление качеством образовательных услуг в условиях
интеграции образовательных систем»
Руководители: д. э. н., д.п.н., профессор Денисова А.Л.,
д.п.н., профессор Молоткова Н.В.
Современная социально-экономическая ситуация определяет
социальный заказ системе образования, предполагающий
реструктуризацию рынка образовательных услуг, затрагивающую
организационные формы и этапы обучения в структуре непрерывного
образования.
При этом качество образовательных услуг опосредуется
методологической разработанностью и концептуальной
обоснованностью: структуры и содержания образовательной услуги,
методик и технологий обучения, программ курсов,
учебно-методического обеспечения, программно-педагогических и
дидактических средств.
Одной из значимых проблем становления рынка образовательных
услуг в России является формирование системы управления
качеством образовательных услуг с позиций способности
удовлетворять потребности рынка труда в специалистах,
предоставляя возможность индивиду получать конкурентоспособные
знания. Таким образом, теоретические и методологические
исследования проблем формирования систем управления качеством
образовательных услуг как объективного условия обеспечения
интеграционных процессов, становятся особенно актуальными в
условиях создания единого образовательного пространства и
интеграции экономики России в систему мирохозяйственных связей.
Наибольшую актуальность приобретают вопросы позиционирования и
управления конкурентоспособностью образовательной организации на
рынке образовательных услуг в силу диверсифицированности и
структурной организации ассортимента образовательных услуг.
Несмотря на широкое распространение и поддержку идеи построения
системы менеджмента качества образовательной организации,
необходимо констатировать недостаточную методологическую
проработанность вопросов и дискуссионность многих
теоретико-методологических положений проектирования систем
менеджмента качества в образовательных организациях, в
частности, требует обоснования комплекс теоретических положений,
определяющих специфику образовательной организации как объекта
менеджмента качества, необходимо определение базовых принципов
проектирования системы менеджмента качества образовательной
организации, что позволит обосновать и разработать
инструментальные средства ее проектирования.
Разработка системы средств удовлетворения потребностей в
образовательных услугах требует определения ее структуры и
содержания, что предполагает: детализацию потребностей с целью
определения их направленности; проведение
системно-функционального и информационного анализа
профессиональной деятельности с целью определения ее структуры и
содержания; определение критериев оптимальности системы средств
и условий удовлетворения потребностей в образовательных услугах.
Основной целью научно-исследовательской работы является
проектирование системы менеджмента качества образовательных
услуг с позиций ее возможной адаптации к условиям
образовательных систем, в том числе определение условий и
средств ее реализации с позиций обеспечения
конкурентоспособности образовательной структуры. Это требует
теоретико-методологического, организационно-технологического и
методического обоснования и проработки вопросов подготовки
кадров, конкурентоспособных как на национальном, так и на
международном рынке труда средствами управления качеством
образовательных услуг в условиях интеграции образовательных
систем.
Исходя из этого, в рамках деятельности научной школы реализуются
следующие основные направления исследовательских работ:
Разработку модели компетентности специалистов с позиций
готовности к профессиональной деятельности в условиях
современной конкурентной среды.
Определение системы целей управления качеством профессиональной
подготовки
Определение оптимальной системы средств предоставления
образовательных услуг с позиций уровня удовлетворения
потребностей клиента.
Разработку механизмов информационного взаимодействия субъектов
педагогического процесса.
Разработку системы критериев оценки конкурентных преимуществ
образовательных услуг.
Актуальность рассматриваемой проблемы для региона определяется
наметившейся тенденцией в Тамбовской области к интеграции
образовательных структур, созданию многоуровневых
образовательных комплексов, что требует совершенствования
деятельности образовательных учреждений, решения вопросов
обеспечения качества образовательных услуг на основе единой
системы требований и максимального удовлетворения текущих и
перспективных потребностей рынка труда в специалистах
соответствующей квалификации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его
положения могут быть ориентированы на широкое использование
образовательными организациями и органами управления
образованием с целью обеспечения конкурентоспособности на рынке
образовательных услуг.
В рамках деятельности научной школы получены следующие
результаты:
Проведен анализ регионального рынка образовательных услуг с
позиций изучения проблем становления и совершенствования рынка
образовательных услуг, анализа потребностей на рынке
образовательных услуг. Определена система целей управления
качеством образовательной услуги.Проведено заседание
научно-методического семинара "Качество образовательных услуг",
подготовлен и издан сборник научных трудов.
Разработан комплекс теоретических положений, определяющих
специфику образовательной организации как объекта менеджмента.
По результатам исследований опубликовано 3 монографии, свыше 30
статей, в том числе 9 - в центральных изданиях, рецензируемых
журналах. Защищено 5 диссертаций на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук, 4 диссертационные работы
представлены к защите в специализированных советах по
педагогическим наукам.