Управление научно-исследовательских и опытно-констукторских работ (Управление НИОКР)

 
Руководство Задачи Научные
 лаборатории
Научные
направления
Научные
 школы
Проекты и
разработки
Ведущие
ученые

Научная школа ТГТУ
«Управление качеством образовательных услуг в условиях
интеграции образовательных систем»

Руководители: д. э. н., д.п.н., профессор Денисова А.Л.,
                           д.п.н., профессор Молоткова Н.В.

Современная социально-экономическая ситуация определяет социальный заказ системе образования, предполагающий реструктуризацию рынка образовательных услуг, затрагивающую организационные формы и этапы обучения в структуре непрерывного образования.

При этом качество образовательных услуг опосредуется методологической разработанностью и концептуальной обоснованностью: структуры и содержания образовательной услуги, методик и технологий обучения, программ курсов, учебно-методического обеспечения, программно-педагогических и дидактических средств.

Одной из значимых проблем становления рынка образовательных услуг в России является формирование системы управления качеством образовательных услуг с позиций способности удовлетворять потребности рынка труда в специалистах, предоставляя возможность индивиду получать конкурентоспособные знания. Таким образом, теоретические и методологические исследования проблем формирования систем управления качеством образовательных услуг как объективного условия обеспечения интеграционных процессов, становятся особенно актуальными в условиях создания единого образовательного пространства и интеграции экономики России в систему мирохозяйственных связей.

Наибольшую актуальность приобретают вопросы позиционирования и управления конкурентоспособностью образовательной организации на рынке образовательных услуг в силу диверсифицированности и структурной организации ассортимента образовательных услуг.

Несмотря на широкое распространение и поддержку идеи построения системы менеджмента качества образовательной организации, необходимо констатировать недостаточную методологическую проработанность вопросов и дискуссионность многих теоретико-методологических положений проектирования систем менеджмента качества в образовательных организациях, в частности, требует обоснования комплекс теоретических положений, определяющих специфику образовательной организации как объекта менеджмента качества, необходимо определение базовых принципов проектирования системы менеджмента качества образовательной организации, что позволит обосновать и разработать инструментальные средства ее проектирования.

Разработка системы средств удовлетворения потребностей в образовательных услугах требует определения ее структуры и содержания, что предполагает: детализацию потребностей с целью определения их направленности; проведение системно-функционального и информационного анализа профессиональной деятельности с целью определения ее структуры и содержания; определение критериев оптимальности системы средств и условий удовлетворения потребностей в образовательных услугах.

Основной целью научно-исследовательской работы является проектирование системы менеджмента качества образовательных услуг с позиций ее возможной адаптации к условиям образовательных систем, в том числе определение условий и средств ее реализации с позиций обеспечения конкурентоспособности образовательной структуры. Это требует теоретико-методологического, организационно-технологического и методического обоснования и проработки вопросов подготовки кадров, конкурентоспособных как на национальном, так и на международном рынке труда средствами управления качеством образовательных услуг в условиях интеграции образовательных систем.

Исходя из этого, в рамках деятельности научной школы реализуются следующие основные направления исследовательских работ:

Разработку модели компетентности специалистов с позиций готовности к профессиональной деятельности в условиях современной конкурентной среды.

Определение системы целей управления качеством профессиональной подготовки

Определение оптимальной системы средств предоставления образовательных услуг с позиций уровня удовлетворения потребностей клиента.

Разработку механизмов информационного взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Разработку системы критериев оценки конкурентных преимуществ образовательных услуг.

Актуальность рассматриваемой проблемы для региона определяется наметившейся тенденцией в Тамбовской области к интеграции образовательных структур, созданию многоуровневых образовательных комплексов, что требует совершенствования деятельности образовательных учреждений, решения вопросов обеспечения качества образовательных услуг на основе единой системы требований и максимального удовлетворения текущих и перспективных потребностей рынка труда в специалистах соответствующей квалификации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его положения могут быть ориентированы на широкое использование образовательными организациями и органами управления образованием с целью обеспечения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

В рамках деятельности научной школы получены следующие результаты:

Проведен анализ регионального рынка образовательных услуг с позиций изучения проблем становления и совершенствования рынка образовательных услуг, анализа потребностей на рынке образовательных услуг. Определена система целей управления качеством образовательной услуги.Проведено заседание научно-методического семинара "Качество образовательных услуг", подготовлен и издан сборник научных трудов.
Разработан комплекс теоретических положений, определяющих специфику образовательной организации как объекта менеджмента.

По результатам исследований опубликовано 3 монографии, свыше 30 статей, в том числе 9 - в центральных изданиях, рецензируемых журналах. Защищено 5 диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 4 диссертационные работы представлены к защите в специализированных советах по педагогическим наукам.